<<
>>

§1. Понятие правосознания и его структура

Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимает правовое сознание. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии.
Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности (производ-ности) материи и сознания вообще! Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощения мыслей и чувств людей.
Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве – локомотив исторического движения.
Как особая форма общественного сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли. Правосознание предполагает:
осмысление и ощущение необходимости права;
оценку права;
осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
восприятие процесса и результатов реализации права;
соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.).
Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность.
Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов. Типичным примером действия правосознания вопреки норме является случай ущербности (например, устарелость) нормы при передовом правосознании или, наоборот, ущербности (отсталость) сознания при его сопротивлении новой, прогрессивной норме.
С некоторой долей условности можно утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит именно правосознание, поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не сталкивались с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно недооценить роль законодательства в формировании правосознания. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно – через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и т.д.
Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения она выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.
При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, приобретает реальную опасность негативная роль правосознания из-за его неразвитости, пробельности, отсталости, сориентированности на асоциальные ценности.
Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной (гносеологической);

прогностической (моделирования);
регулирующей;
воспитательной.
По своей структуре правосознание разделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Ту и другую составляющие можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).
Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реалиями и в особенности с явлениями государственно-правовой жизни. Здесь отношение к правовым явлениям – праву, правопорядку, законности и т.д. – складывается на стихийном уровне, хотя бы посредством законов, и стремится к формированию определенных чувств и эмоций. Чувственное восприятие действительности сопровождает затем и более высокие ступени познания окружающего мира. Однако психологическое общение людей, их переживания и психическое состояние не теряют своей специфики, не растворяются в рациональном. Поэтому "очень важно как для процесса правотворчества, так и для процессов реализации права знать психологические закономерности восприятия и реагирования на государственно-правовые институты. При этом следует учитывать, что социально-правовая психология – не просто плод индивидуального познания, но это и результат взаимодействия и взаимовлияния людей, состоящих в различных правоотношениях, образующих разного рода коллективные субъекты права.
Личность – биосоциальное явление. Уже на биологическом уровне формируются гедонистические ценности (удовольствие, наслаждение, удовлетворение), ценности охранительные (например, самосохранение) и эстетические (привлекательность, красота и т.п.). Но даже если какие-то ценности имеют в большей степени биологическую природу, мы не сможем понять их роль без учета социальных факторов. Социально-ценностная правовая ориентация существует в форме правовых установок и оценок. Эти ценностные ориентиры формируются на базе потребностей и знаний об окружающей среде. Они являются первичными аналитическими формами социально-психологических процессов.
Понятия о правовых ценностях вырабатываются на уровне обыденного сознания в ходе соприкосновения с эмпирической действительностью и в результате собственной практической деятельности индивида. Роль чувственного здесь особенно велика. Чувственное в значительной мере уступает рациональному, когда развертывается специализированная деятельность идеологов, вырабатывающих правовые понятия, устанавливающих правовые ценности, исходя из исторического опыта с учетом шкалы ценностей для общества, государства, гражданина.
Выдвижение специалистами правовых идей, выработка теоретиками правовых концепций могут базироваться на ценностных ориентирах правовой психологии, но могут и отвергать или корректировать их. В любом случае рациональное познание государственно-правовой действительности – высшая ступень постижения правовых реалий.
Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи:
неотъемлемых прав и свобод человека;
закона как акта высшей юридической силы;
законности;
охраны права государством и связанность самого государства правом.
На протяжении веков правовая идеология развивалась в качестве сугубо классового феномена. Соответствующие идеи и понятия отражали и не могли не отражать интересы и потребности определенных классов и властвующих элит. Однако цивилизованные процессы в обществе и особенно очевидность неблагоприятных последствий классовых битв для государства и граждан все больше побуждают к выработке общечеловеческих ценностей и основанных на них гуманных идей и понятий.
Правовая идеология способна освобождаться от заидеологизи-рованности, что означает ее отказ от служения какой-либо партии, группе, вождю вопреки научному поиску и истине, основанной на объективной оценке правовых реалий.
В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.
<< | >>
Источник: Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин и др.. Общая теория права. 1996

Еще по теме §1. Понятие правосознания и его структура:

  1. 29.Понятие структура и виды правосознания. Деформация правосознания граждан.
  2. § 1. Правосознание: понятие, структура, виды
  3. 14.1.2. Структура правосознания
  4. 9.2. Структура и виды правосознания
  5. Тема 22. Правосознание и правовая культура: понятие, элементы, виды и значение
  6. 9.1. Понятие правосознания
  7. 14.1.1. Понятие и значение правосознания
  8. § 2. СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ПАЛАТ
  9. 9.1. Форма права как его система, структура, нормативные источники и способы их систематизации
  10. 20.Правовая система общества: понятие и структура.