<<
>>

9. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА

Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

– mores maiorum – обычаи предков;

– usus – обычная практика;

– commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

– commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

– consuetudo – обычай в императорский период.

Значение обычаев:

– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).

В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

– выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

– воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

<< | >>
Источник: Исайчева Е.А.. Шпаргалка по римскому праву. 2010

Еще по теме 9. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА:

  1. 12. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТОВ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА
  2. 2.5. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права
  3. § 2. Источники по истории римского государства и римского права
  4. 10. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. СЕНАТУСКОНСУЛЬТ
  5. 11. ЭДИКТ МАГИСТРАТА КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ПРАВА. ПРЕТОРСКИЕ ЭДИКТЫ
  6. 5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров
  7. 4 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА
  8. Раздел I Источники римского права
  9. 8. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА
  10. Источники римского частного права
  11. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В КЛАССИЧЕСКОМ РИМСКОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
  12. § 1 ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  13. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ИСТОЧНИКИ ПРАВА В БЮРОКРАТИЧЕСКОМ И АБСОЛЮТИСТСКОМ РИМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ТРЕТИЙ ПЕРИОД)
  14. Предмет и система римского частного права как учебной дисциплины.
  15. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ИСТОЧНИКИ ПРАВА В КЛАССИЧЕСКОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ РИМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ВТОРОЙ ПЕРИОД) РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ РИМСКОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
  16. 2. РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ
  17. 2. Конституция РФ как источник аграрного права
  18. 8. Подзаконные акты как источники аграрного права.