<<
>>

19. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ

Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.
Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.
Цивильные способы перехода в рабство:
– пленение на войне «врага Рима», т.
е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;
– обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;
– продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;
– самопродажа ради получения части выкупной цены;
– осуждение на смерть или каторжные работы;
– уклонение от военной службы;
– непрохождение периодического имущественного ценза.
По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.
На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.
В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.
Однако по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.
Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.
Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.
Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.
С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.
Освобождение рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.
<< | >>
Источник: Исайчева Е.А.. Шпаргалка по римскому праву. 2010
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 19. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ:

  1. 10 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОВ
  2. §4. Правовое положение рабов
  3. § 77. Правовое положение рабов (Servi)
  4. § 1. Правовое положение государства в гражданско-правовых сделках международного характера. Понятие иммунитета
  5. § 6. Правовое положение колонов
  6. 21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ
  7. § 5. Правовое положение вольноотпущенников
  8. 18. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕГРИНОВ
  9. 17. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛАТИНОВ
  10. Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
  11. 11 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЛЬНООТПУЩЕННИКОВ
  12. Правовое положение личности
  13. Правовое положение личности
  14. Правовое положение личности
  15. Правовое положение личности
  16. Правовое положение отдельных групп населения.